[Речь Посполита Короны Польской и Великого княжества Литовского; польск. Rzeczpospolita Korony Polskiej i Wielkiego Księstwa Litewskiego], гос-во в Вост. Европе, существовавшее в 1569-1795 гг. преимущественно на землях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, частично на территории современных России, Латвии, Словакии (Спишская обл.), Эстонии (юг страны; территория принадлежала Р. П. в 1582-1622). Столица - Краков, с 1596 г. Варшава (Краков оставался местом коронации и погребения королей Р. П.). Термин «Речь Посполита» в наст. время может использоваться для обозначения польск. государственности, в этом значении в статье идет речь о 1-й Р. П.
Р. П. образовалась в результате заключения унии между Польским королевством и Литовским великим княжеством (ВКЛ) в Люблине в 1569 г. Условия унии предусматривали объединение сеймов 2 стран, совместные выборы короля, использование единой монеты, проведение общей внутренней и внешней политики. Укр. земли и Подляшье вошли в состав Польского королевства; образованное в 1620 г. Инфлянтское воеводство с центром в Динабурге (совр. Даугавпилс) находилось в совместном владении Польской Короны и ВКЛ; Прусское (до 1657) и Курляндское герц-ства считались ленными владениями Р. П. ВКЛ состояло из земель современных Литвы, Белоруссии и России (часть Полоцкого воеводства с городами Велиж, Себеж, Невель и Усвяты, ныне в составе Смоленской и Псковской областей РФ); в 1618-1654 гг. ВКЛ принадлежала Смоленская земля (Смоленское воеводство). В ВКЛ сохранялись отдельные армия, казна, судебная и правовая система, государственные и земские должности (прерогативы гетманов и маршалка могли отличаться от аналогичных должностей в Короне), язык делопроизводства. Дворянство независимо от вероисповедания имело те же права, что и польск. шляхта.
«Генриховы артикулы», выработанные польск. шляхтой после смерти кор. Сигизмунда II Августа († 7 июля 1572) и подписанные новым польским кор. Генрихом III Валуа 20 мая 1573 г., стали синонимом «золотых шляхетских вольностей». Они завершили оформление политического строя Р. П. Незыблемым провозглашался принцип свободных выборов короля; сейм должен был созываться не реже одного раза в 2 года и продолжался 6 недель; король не имел права самостоятельно вводить новые налоги или собирать дворянское ополчение (посполитое рушение) и даже вступать в брак; внешняя политика монархии была поставлена под контроль сената; шляхта получала от казны вознаграждение за участие в заграничных походах; постоянная армия содержалась только за счет кварты (4-й части доходов от королевских земель); шляхте было гарантировано право отказаться от послушания королю в случае неисполнения им законов Р. П. и создавать конфедерацию (рокош). Сеймовые решения принимались королем, сенатом и Посольской избой, а шляхетские депутаты (земские послы) должны были строго придерживаться инструкций, выработанных для них местными сеймиками. Вводился институт сенаторов-резидентов: 16 назначенных сеймом сенаторов между сессиями сейма должны были контролировать деятельность монарха. «Генриховы артикулы» стали неотъемлемой частью pacta conventa - избирательной капитуляции, к-рую должен был подписать каждый новоизбранный монарх Р. П. Решения на сеймах, особенно в сфере законотворчества, стремились принимать единогласно; подобное правило действовало и на сеймиках во время выборов депутатов и земских чиновников. С сер. XVII в. на практике стал применяться принцип liberum veto, к-рый позволял любому земскому послу прекратить обсуждение вопроса и прервать работу сейма, выразив свое несогласие (впервые этот термин употреблен в письме Я. Замойского папскому нунцию Бонифацио Ванноцци в 1596). Этот принцип выражал равенство всех шляхтичей, представлявших в сейме свои регионы. Короля подозревали в желании усилить свою власть и стать абсолютным монархом, но и сейм был не всесильным органом законодательной власти, но политическим форумом, на к-ром люди разных взглядов должны были найти компромисс. На сеймах часто невозможно было достичь согласия, в этих условиях не принять решение считалось более предпочтительным, чем утвердить закон, который мог угрожать существующему порядку.
Кроме обязанности созывать сеймики и сейм за королем оставалось еще одно существенное право: назначать на гос. должности и распределять бенефиции, относящиеся к земельной собственности Короны. В ВКЛ власть короля, имевшего также титул вел. князя Литовского, была шире, чем в Короне Польской. В ВКЛ король мог собирать шляхетское ополчение, назначать командующих и посылать литов. войско за границы княжества без согласия сеймиков.
Король выступал в качестве верховного патрона католич. Польской Церкви. Он выставлял перед капитулами номинантов на высшие церковные должности (епископские кафедры, прелатуры, кафедральные и коллегиатские канонии), иногда патронировал филиальные костелы и больничные препозитуры. Если Казимир IV Ягеллончик (вел. князь Литовский в 1440-1492, король Польский в 1447-1492) имел привилегию назначать номинантов на 20 церковных бенефициев, то за 44 года своего правления Сигизмунд III (1587-1632) номинировал 82 епископа в 17 диоцезах. В результате этой практики епископские кафедры занимали успешные сотрудники королевской канцелярии, поэтому в 1-й пол. XVII в. часть епископата поддерживала планы укрепления королевской власти. Королевское право патроната над Церковью подтверждалось сеймовыми конституциями начиная с 1496 г., а со времени кор. Яна III Собеского (1674-1696) было вписано в pacta conventa. В 1737 г. был заключен Всховский конкордат, в соответствии с к-рым польск. король получил право назначать 13 коммендатарных аббатов, изымавших до 2/3 доходов мон-ря (обычные (клаустральные) аббаты получали 1/3 доходов). Номинальный или фактический характер власти польск. короля над церковными институтами, а также каноническая правомочность такого патроната являются предметом научной дискуссии (Szady. 2003). Право патроната над мон-рями и церквами также могло принадлежать землевладельцам: шляхте, духовенству, городским властям, приходской общине и ктиторам. Назначение Вроцлавского епископа, формально относившегося к юрисдикции Гнезненского архиепископства, но находившегося за пределами Польского королевства, зависело от местной капитулы, герм. императора или чеш. короля.
Польск. король также определял кандидатуры православного и униатского митрополитов и главы Армянской апостольской Церкви в Р. П. Патронат над православной и греко-католической Церквами не ограничивался назначением митрополита: речь также шла о назначении епископов, настоятелей мон-рей и в ряде случаев даже приходских священников. Монарх при этом мог передавать такие должности светским лицам (такие случаи не были частыми). Магнаты и шляхта осуществляли патронат над правосл. духовенством в своих владениях, патронатом над епископскими кафедрами светские землевладельцы не обладали.
В социально-экономическом отношении XVI-XVIII века были временем господства в Р. П. барщинно-фольварочной (поместной) системы, основанной на крепостном труде и ориентированной на продажу сельскохозяйственной продукции на внешнем рынке. Барщинно-фольварочная система имела следствием неблагоприятное экономическое и правовое положение крестьянства и горожан. С кон. XV в. горожанам было запрещено владеть шляхетскими имениями, горожане были лишены политического представительства на сеймиках и сеймах. Освободившись от ввозных и вывозных пошлин, магнаты и шляхта добивались строгой регламентации хозяйственной деятельности горожан (назначая, напр., цены на ремесленные товары), что подрывало экономические основы городов Р. П. В кон. XVI в. из-за снижения цен на зерно условия для сбыта сельскохозяйственной продукции ухудшились. Для того чтобы компенсировать затраты и падение прибыли, магнаты и шляхта усиливали отработочные повинности и распространяли барщинно-фольварочную систему на новые территории, что стало одной из причин казацких бунтов и восстания под рук. Б. М. Хмельницкого, к-рое на Правобережной Украине приобрело характер крестьянской войны.
Военные действия в сер. XVII в. и позднее, особенно во время Северной войны, нанесли ощутимый удар по экономическому и демографическому развитию Р. П. В это время население страны уменьшилось более чем на 30%, в нек-рых регионах - на 60%. В сер. XVIII в. экспорт через Гданьск составлял 10-15% от экспорта в сер. XVII в. Свои убытки землевладельцы компенсировали введением права пропинации - монополии на изготовление и продажу алкогольных напитков. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. реализация алкогольной продукции на внутреннем рынке, а не доходы от продажи зерна за границей составляла большую часть прибыли землевладельцев, особенно на востоке Р. П. В этих условиях происходила концентрация земельной собственности в руках магнатов и ослабление др. слоев дворянского сословия, что привело к складыванию режима магнатской олигархии - захвату власти группировками магнатов и их борьбе между собой, к-рая в 1-й пол. XVIII в. стала причиной паралича верховного органа власти - сейма.
В июне 1574 г. Генрих III оказался наследником франц. престола и, пробыв немногим больше года польск. королем, бежал из Кракова. Шляхта избрала новым монархом трансильванского правителя Стефана Батория. Будучи сторонником сильной центральной власти, Стефан Баторий (1576-1586) пытался повысить значение сената, сейму отводил роль органа, к-рый разрешит собирать налоги на поддержку войска и ведение войны. Однако переломить ход политической эволюции Польско-Литовского гос-ва ему не удалось. Новый компромисс шляхты и короля привел к созданию в 1578 г. Коронного трибунала - высшего апелляционного шляхетского суда, членами которого являлись выбранные шляхтой представители. Этот судебный орган, отдельный для Польши (в Люблине) и для Литвы (в Вильно, Троках и Новогрудке), взял на себя рассмотрение тех дел, которые прежде поступали в королевский надворный суд. Кроме того, было сформировано незначительное наемное войско. Смерть Стефана Батория в 1586 г. ввергла Р. П. в очередной политический кризис. В ходе военных столкновений победила партия сторонников Сигизмунда III Вазы во главе с канцлером Я. Замойским.
В годы правления кор. Сигизмунда III, после победы Р. П. в Ливонской войне, внешнеполитические позиции страны казались очень прочными. Однако в 1-й пол. XVII в. положение дел изменилось. Польско-швед. война 1600-1629 гг., несмотря на военные успехи Сигизмунда III, стремившегося вернуть швед. престол, окончилась безрезультатно. Позиции Р. П. в Прибалтике были ослаблены после захвата швед. кор. Густавом II Адольфом Риги в 1621 г. и вторжения шведов в Пруссию. По Альтмаркскому перемирию 8 сент. 1629 г. Швеция получила большую часть Ливонии к северу от Даугавы и сохранила контроль над нек-рыми портами в Герцогской и Королевской Пруссии. Начавшаяся в 1609 г. военная интервенция Польско-Литовского гос-ва в Россию привела к присоединению к Р. П. Смоленска, Северской и Черниговской земель, но не усилила политического влияния Р. П. на Русское гос-во. Попытки укрепить королевскую власть (передать трон по наследству, утвердить принцип elekcja vivente rege (избрание нового короля при жизни правящего монарха)), ограничить права сеймиков и ввести постоянные налоги на содержание армии вызвали бунт против Сигизмунда III во главе с краковским воеводой М. Зебжидовским (1606-1609). Рокошане также были недовольны деятельностью иезуитов и присутствием иностранцев при королевском дворе. Рокош закончился поражением восставших, но и король отказался от проведения политических реформ.
В 1611 г. польск. сейм передал наследственные права на Вост. Пруссию Бранденбургу, и в 1618 г. эти территории объединились под властью Гогенцоллернов, снова поставив Р. П. перед той же угрозой, с какой Польша боролась во время Великой войны с Тевтонским орденом в 1409-1411 гг. В годы правления Сигизмунда III Р. П. была союзником Австрии и помогала Габсбургам подавить Чешское восстание в 1618 г. Сближение Сигизмунда III с Веной закономерно привело к конфликту с Османской империей, с к-рой ранее Польша и Литва поддерживали мирные отношения. В 1620 г. польск. армия потерпела тяжелое поражение от турок под Цецорой, в последующей битве под Хотином (1621) полякам при помощи запорожских казаков удалось сдержать наступление турецко-татар. войска.
При Сигизмунде III была заключена Брестская уния 1596 г., по к-рой почти все правосл. иерархи Р. П. признали власть Римского папы. При этом правосл. Церковь, не принявшая унию, была объявлена вне закона. В 1620-1621 гг. Иерусалимский патриарх Феофан IV возглавил тайные хиротонии в Киеве неск. правосл. епископов и фактически восстановил правосл. иерархию в Р. П.
Правление преемника Сигизмунда III кор. Владислава IV (1632-1648) прошло под знаком противоречий, существовавших ранее. Очередные попытки усилить королевскую власть окончились безрезультатно. В 1632-1634 гг. в успешной войне с Россией Р. П. отстояла права на Смоленск, но Владислав IV отказался от прав на рус. престол. На смоленских землях было образовано католическое и униатское еп-ства, в Чернигове появились мон-ри доминиканцев и иезуитов. На сейме 1635 г. был достигнут компромисс по compositio inter status: Римский папа согласился с тем, что католич. Церковь не будет приобретать шляхетские земли, а апелляции на решения церковных судов передавались папскому нунцию. Тем не менее проблемы налогообложения церковных земель и выполнения монастырскими крестьянами военных повинностей в Р. П. оставались актуальными на протяжении XVII и XVIII вв. Несмотря на борьбу с казаками, выступавшими с религиозными и социальными требованиями, правление Владислава IV было одним из самых благополучных в истории Р. П.
При Яне II Казимире (1648-1668), брате Владислава IV, разразился острый внутри- и внешнеполитический кризис. В 1648 г. началось во многом разрушительное для Р. П. казацкое восстание во главе с Хмельницким. Войны с Россией, со Швецией и с Трансильванией впервые поставили вопрос о разделе страны (Раднотский договор дек. 1656). Р. П. стояла на грани краха; большая ее часть была оккупирована Швецией и Россией. Однако широкое, фактически партизанское, движение помогло Яну Казимиру не только вернуть трон, но и восстановить мн. утраченные позиции. Война со Швецией (Шведский потоп) завершилась Оливским миром в 1660 г., с Россией - Андрусовским перемирием в 1667 г. и переходом Левобережной Украины, земель Черниговского и Смоленского воеводств под власть России (Правобережная Украина осталась в составе Р. П.). Польско-Литовское гос-во вышло из потрясений сер. XVII в. во всех отношениях - военном, экономическом, политическом, социальном, демографическом - чрезвычайно ослабленным. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. кор. Ян Казимир и его сторонники (коронный канцлер М. Пражмовский, литов. канцлер Х. С. Пац и др.) вновь предложили программу реформ, нацеленную на усиление королевской власти. Их программа предусматривала, что решения на сейме будут приниматься большинством голосов, а не единогласно, принцип единогласного принятия мог применяться только при обсуждении законов чрезвычайной важности (подобного рода проекты существовали с кон. XVI в.). Также планировалось создание аналога централизованного правительства из сенаторов и нек-рых депутатов Посольской избы, обладавшего правом вето и законодательной инициативы. В сфере налогообложения для содержания регулярного войска предполагалось ввести постоянный акциз (чоповое). Проекты реформ встретили сопротивление шляхты и магнатов, в очередной раз выступивших под знаменем «золотых шляхетских вольностей» (рокош Е. С. Любомирского).
Пик внутриполитических раздоров пришелся на правление безвольного Михаила Корибута Вишневецкого (1669-1673), к-рый был избран королем после отречения от престола Яна Казимира в 1668 г. именно потому, что устраивал всех своей неспособностью что-либо изменить в сложившейся ситуации.
Преемник Михаила Вишневецкого кор. Ян III Собеский был, напротив, волевым и энергичным правителем. Он пытался осуществить реформы, направленные на усиление королевской власти, но и ему не удалось остановить нарастание анархии в Р. П. Сеймы срывались, центральная власть оказалась почти парализованной. В то же время польск. армия под рук. Яна Собеского вместе с австрийцами и союзниками из герм. княжеств разбила войско Османской империи под Веной в 1683 г., положив конец тур. экспансии в Европу. Однако в дальнейшем в условиях углубляющегося внутриполитического кризиса кор. Ян Собеский не смог добиться новых успехов в войне с Османской империей. На Правобережной Украине обширные территории в Ср. Поднепровье практически не подчинялись властям Р. П., в нач. 70-х гг. XVII в. они перешли под османский протекторат, признанный Р. П. по Журавенскому договору 1676 г. Частью Османской империи стала Подолия с Каменцом. Освоение властями Р. П., католической и униатской Церквами этих земель началось только в 1683 г. и растянулось до нач. XVIII в. По Карловицкому договору 1699 г. Р. П. вернула себе Подолию с Каменцом и оставшуюся часть Правобережной Украины.
После смерти Яна Собеского на трон был избран представитель Саксонской династии Август II (1697-1733), при к-ром Польша потерпела сокрушительное поражение в Северной войне (1700-1721) и после ее окончания попала в сферу политического влияния России. Тяжелая экономическая и демографическая ситуация осложнилась эпидемией и голодом в 1704-1714 гг., магнатскими междоусобицами в 1704-1706 и 1715-1717 гг. Попытки Августа II укрепить королевскую власть закончились неудачей, соглашения его с противниками были выработаны при участии рус. правительства. Зависимость Р. П. от иностранных держав усилилась, когда Россия и Австрия навязали польск. дворянству кандидатуру кор. Августа III (1733-1763).
В период правления Саксонской династии в гос. жизни Р. П. продолжилась стагнация, но стал складываться политический лагерь сторонников реформ во главе с магнатской семьей Чарторыйских (группировка вошла в историю как «фамилия»). Им противостояла группировка во главе с Потоцкими, представлявшая интересы той части магнатерии и шляхты, к-рая стремилась сохранить в неприкосновенности политические и культурные устои Р. П. («гетманская партия»). Группировка Чарторыйских разрабатывала планы смещения с трона Августа III и осуществления реформ при поддержке России. Смерть Августа III сделала эти планы неактуальными. Надежды на реформы стали связывать с новым королем. Чарторыйские, опираясь на прямую поддержку России, сумели обеспечить избрание на престол своего ставленника - 32-летнего Станислава II Августа Понятовского (1764-1795). Нек-рые преобразования удалось осуществить непосредственно после его избрания. Была создана «конференция» короля и министров (аналог правительственного кабинета). Великим коронным канцлером стал идеолог реформ А. И. Замойский, под его руководством специальные комиссии стали разрабатывать новое законодательство для городов, удалось заметно пополнить казну, для подготовки офицерских кадров была создана Рыцарская школа (Шляхетский корпус). Эпоха правления Станислава Понятовского была слишком коротка, чтобы начатые реформы успели принести плоды в масштабе всей страны, но повышение уровня образованности городского населения стало очевидно к кон. XVIII в.
Россия и Пруссия были обеспокоены начавшимися реформами и использовали как предлог для вмешательства в польск. дела вопрос о диссидентах (некатоликах), ссылаясь на ограничение прав диссидентов в сер. XVIII в. Понятовский и его окружение отказались выполнить требования России и Пруссии о гарантии прав диссидентов, опасаясь потерять поддержку католич. шляхты. В ответ при поддержке извне были созданы конфедерации: православная - в Слуцке и протестантская - в Торуни, появился план смещения Понятовского. Последний вынужден был уступить. На сейме 1768 г. диссиденты - православные, лютеране и кальвинисты - получили право на свободное отправление богослужений и заключение смешанных браков, возможность занимать муниципальные и гос. должности. Одновременно сейм гарантировал соблюдение «кардинальных прав» (liberum veto, свободные выборы монарха, право неповиновения королю). Гарантом неизменности этих законов была провозглашена имп. Екатерина II Алексеевна. В ответ католич. шляхта объединилась в Барскую конфедерацию под лозунгом защиты гос. независимости, шляхетских привилегий и прав католиков. Движение получило широкий размах, борьба рус. армии с ним продолжалась неск. лет и показала, что Россия не в состоянии в одиночку держать Р. П. под контролем.
Итогом этих процессов стал 1-й раздел Р. П. в 1772 г. Россия завладела Инфлянтским воеводством в Ливонии и частью Белоруссии с городами Витебском, Полоцком и Мстиславлем. Пруссия получила Эрмланд (Вармию) и Королевскую Пруссию (впосл. прусская провинция Зап. Пруссия), территории герцогства Померания без Гданьска, округа и воеводства Поморское, Мальборское и Хелминьское без Торуни, а также некоторые районы в Вел. Польше. Австрии отошли Затор и Освенцим, часть М. Польши без Кракова, значительная часть Белзского и Русского воеводств (впосл. австр. коронная земля Галиция и Лодомерия с центром во Львове). Раздел был ратифицирован в 1773 г. на сейме, к-рый был преобразован в генеральную конфедерацию (это позволяло решать вопросы большинством голосов) и работал до 1775 г. Сейм инициировал ряд новых важных реформ - образование дееспособного правительства в виде Постоянного совета, военно-финансовую реформу с целью создания постоянной 30-тысячной армии, учреждение Комиссии национального просвещения - 1-го в Европе Мин-ва народного образования. Одновременно сейм вновь ограничил права диссидентов: они не могли занимать посты сенаторов и министров, в Посольской избе могло быть только 3 посла-некатолика.
70-80-е годы XVIII в. прошли под впечатлением от 1-го раздела Р. П. Огромное влияние приобрела политическая публицистика, особенно работы С. Сташица и Г. Коллонтая, активизировалась деятельность масонских лож. Сформировались 2 программы выхода из кризиса. «Патриотическая партия» рассчитывала опереться на англо-прусский союз в борьбе против Австрии и России и вернуть Польше хотя бы Галицию. Пророссийски настроенная группировка («гетманская партия») рассчитывала усилить в Польше власть аристократической верхушки и, опираясь на нее, продолжать преобразования. Воспользовавшись русско-тур. войной, власти Р. П. инициировали проведение радикальных реформ («польская революция»), но большинство преобразований, напр. Конституция 3 мая 1791 г., не было проведено в жизнь. Созванный в 1788 г. в Гродно сейм был преобразован в конфедерацию и оставался ареной политической борьбы до 1792 г. Заседания сейма породили широкую общественную дискуссию не только о политических реформах и путях преобразования общества, но и о роли и функциях католич. Церкви и духовенства, об отношениях к др. конфессиям.
Конституция 3 мая провозгласила создание в Р. П. конституционной монархии и должна была укрепить гос. аппарат. Вместо Постоянного совета появились Стражи закона - высший административный и контрольный орган, состоявший из короля, примаса и 5 министров (2 канцлера, маршалок, гетман и подскарбий) и находившийся под контролем сейма. Некатолич. знать получала право быть избранной в сенат и в Посольскую избу, некатоликам открывался путь к занятию муниципальных должностей. Вместе с тем гос. министрами могли быть только католики. Отменялся принцип liberum veto.
В религ. сфере создавалась оригинальная модель отношений между гос-вом и конфессиональными объединениями - католич. Collegium episcoporum, правосл. Пинской генеральной конгрегацией. Предполагалось созвать также Конгресс (Синод) католич. духовенства, протестант. Представительный корпус, Еврейский совет, в состав к-рых должно войти не только высшее, но и низшее духовенство, а также светские представители. Центральная роль в этих проектах отводилась Комиссии национального просвещения, компетенции к-рой до этого времени ограничивались исключительно католич. населением Р. П. Преобразования, касавшиеся католич. Церкви, предполагались в духе реформ австр. имп. Иосифа II и подразумевали ограничение папской юрисдикции, ликвидацию или секвестр «неполезных» (созерцательных) монашеских орденов, отмену десятин (Кодекс А. Замойского).
Деятельность сейма и Конституция 3 мая вызвали острую негативную реакцию в магнатских кругах и недовольство имп. Екатерины II. В С.-Петербурге был подписан акт конфедерации, создание к-рой было официально провозглашено в мест. Тарговице. Рус. армия и сторонники Тарговицкой конфедерации начали военные действия против сторонников Конституции 3 мая. Король, желая спасти хотя бы нек-рые из реформ, перешел на сторону конфедератов. 12(23) янв. 1793 г. Пруссия и Россия подписали конвенцию о 2-м разделе Р. П., к-рая была утверждена на созванном сторонниками Тарговицкой конфедерации в 1793 г. сейме в Гродно. Согласно российско-прусскому соглашению, Россия получила земли ВКЛ до линии Динабург-Пинск-Збруч, вост. часть Полесья, Подолию и Волынь. Под власть Пруссии перешли Данциг (Гданьск), Торунь, Вел. Польша, Куявия и Мазовия, кроме Мазовецкого воеводства. Австрия, занятая войной с революционной Францией, не участвовала во 2-м разделе Р. П. Гродненский сейм под прямым давлением России отменил Конституцию 3 мая и принял новую, которая в основных чертах повторяла решения 1775 г., сохраняя, однако, ряд реформ и положений из Конституции 3 мая.
Оставшиеся в Польше и оказавшиеся в эмиграции противники Тарговицкой конфедерации не могли смириться с таким положением, восстание под рук. Т. Костюшко в марте-ноябре 1794 г. стало последним актом борьбы за гос. реформы и независимость Польши. После многомесячных боевых действий Варшава была взята рус. армией под командованием А. В. Суворова. Костюшко попал в плен. Польск. территории были окончательно разделены между Пруссией, Австрией и Россией. 24 окт. 1795 г. гос-ва, участвовавшие в 3-м разделе Р. П., определили свои новые границы. России отошли Курляндия и Семигалия с Митавой (ныне Елгава, Латвия) и Либавой (ныне Лиепая, Латвия) (совр. Юж. Латвия), Литва с Вильно и Гродно, Зап. Полесье с Брестом и Зап. Волынь с Луцком; Пруссия получила основную часть Подляшья и Мазовии с Варшавой; Австрии отошли Юж. Мазовия и Подляшье, сев. часть М. Польши с Краковом и Люблином (Зап. Галиция). Увезенный в Гродно кор. Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия 25 нояб. 1795 г. Польско-Литовское гос-во прекратило существование.
К кон. XVIII в. (1789) из 14 млн населения Р. П. 53% были католиками, 30% - униатами, 10% - иудеями, Православие исповедовало ок. 3,5% населения, менее 2% жителей придерживались протестантизма.
Во 2-й пол. XVI в. Р. П. вместе со мн. др. европ. странами продолжала быть ареной острой конфессиональной борьбы между католич. Церковью и протестант. церквами. Главной особенностью польск. Реформации было то, что она опиралась на шляхту. Это предопределило и быстрый успех реформационных движений в сер. XVI в., и их неустойчивый характер, поскольку шляхта оказалась не столь надежным социальным оплотом протестантизма, как бюргерство. Польск. и литов. дворянство (как протестанты, так и католики) выступало против того, чтобы католич. Церковь приобретала шляхетскую или земскую собственность, и требовало ограничить юрисдикцию церковных судов над светскими лицами, к-рым угрожали отлучением от Церкви за невыплату десятины. Дворяне также протестовали против того, чтобы старосты исполняли решения церковных судов, видя в этом проявление верховенства духовного сословия над шляхетским. Шляхта была недовольна ежегодными выплатами аннат - податей в пользу Рима. Обезземеливание и обеднение шляхты вели к потере боеспособности гос-ва, т. к. земельная собственность была основным источником содержания армии. Другой особенностью Реформации в Р. П. стала проводившаяся здесь политика религ. терпимости, отразившаяся в принятии акта Варшавской конфедерации 1573 г. Слабость королевской и церковной власти в XVI в. привела к укоренению в довольно широком масштабе радикальных реформационных течений (антитринитариев и анабаптистов) и к появлению значительного числа людей, считавших не обязательным членство в к.-л. религ. общине.
Наиболее распространенным течением протестантизма в Р. П. был кальвинизм. В кальвинизм перешли наиболее крупные и влиятельные магнатские роды - Радзивиллы, Ходкевичи, Зборовские, Остророги, Фирлеи, Томицкие, Шафранцы и др. Они потянули за собой среднюю и мелкую шляхту. Хотя протестантизм исповедовало 11% населения Р. П., протестант. шляхта превалировала на сеймах в 3-й четв. XVI в. Популярность кальвинизма среди шляхты объясняется, возможно, особым демократическим строем кальвинист. общин, к-рый должен был импонировать польск. дворянству. Успехи польск. кальвинистов в борьбе против католич. Церкви обусловлены их тесной связью с экзекуционистами - шляхетским движением нач.- сер. XVI в., направленным на осуществление реформ и проведение в жизнь шляхетских привилегий. Программа церковной реформы, к-рую отстаивали кальвинисты, стала частью программы экзекуционистского лагеря. Следует отметить, что польск. кальвинизм значительно отличался от немецкого и швейцарского прототипов. Мн. сочинения Ж. Кальвина не были известны в Р. П. и не переводились на польск. язык, напр. «Institutio» (Наставления в христианской вере). Большое влияние на кальвинист. катехизисы, издававшиеся в Р. П., оказали лютеранство и учение чешских братьев. Общины чешских (моравских) братьев появились в Польше в сер. XVI в. сначала в результате эмиграции приверженцев учения из Чехии, а затем и среди этнических поляков. Покровителем общины был Я. Остророг. Наиболее известным представителем этого направления является Я. А. Коменский, к-рый после изгнания чеш. братьев из Чехии в 1628 г. приезжал в Лешно для преподавания в братской школе.
Своими особенностями обладал протестантизм в ВКЛ. Здесь его позиции в XVI - 1-й пол. XVII в. были сильнее, чем в Польше, литов. магнаты-протестанты не являлись сторонниками экзекуционистского движения. Уровень религ. терпимости в ВКЛ был выше, чем на коронных землях. Акт Варшавской конфедерации 1573 г. вошел в свод законов ВКЛ - III Литовский статут 1588 г. Вместе с католиками, униатами и православными протестанты в ВКЛ до 2-й пол. XVII в. занимали высокие должности в городском самоуправлении. В кон. XVI в. кальвинист. общины в ВКЛ были поделены на 6 дистриктов: Виленский, Новогрудский, Подляшский, Русский, Завилейский и Жмудский. Ежегодно проводились генеральные синоды, в к-рых принимали участие все желающие. На генеральных синодах избирались главы дистриктов - суперинтенденты, имевшие право созывать местные синоды и вести текущие дела. Из светских лиц избирались старшие общины (seniores), молитвенные собрания проходили под руководством проповедников. При общинах строились храмы (зборы), школы, типографии, больницы. В кальвинист. школах преобладало религ. воспитание, достаточно большое внимание уделялось и светским наукам: истории, математике, риторике, античной поэзии, музыке. Известна была своим уровнем образования кальвинист. школа в Слуцке, выпускники к-рой нередко становились кальвинистскими пасторами. В Пановцах (Паневцах) в Подолии (ныне Каменец-Подольского р-на Хмельницкой обл., Украина) существовала кальвинист. академия, основанная Я. Потоцким одновременно с кальвинист. збором и типографией. Протестант. центром высшего образования, привлекавшим литовцев и поляков, был Кёнигсберг (ныне Калининград) в Вост. Пруссии.
Кальвинизм был популярен в т. ч. и среди правосл. шляхты. В частности, брестская правосл. шляхта поддерживала регулярные контакты с кальвинистами. После того как католич. власти Бреста в 1596 г. запретили православным проведение антиунийного Собора, кальвинисты демонстративно поддержали православных и предоставили им помещение. Поддержка продолжалась и в XVII в., ее оказывал лидер литов. кальвинистов Х. Радзивилл.
Многие деятели польск. Возрождения, в частности Я. Кохановский и А. Фрич Моджевский, симпатизировали протестантизму. В ходе религ. споров нек-рые доктрины католич. Церкви ставились под сомнение даже теми, кто продолжали ассоциировать себя с католицизмом. Так, перемышльский каноник С. Ожеховский выступал против целибата и требовал от епископа и сейма разрешить ему брак и сохранить церковные бенефиции. Ожеховский известен как один из ранних идеологов польск. сарматизма - специфической шляхетской идеологии и образа жизни, сформировавшихся вслед. того исключительного положения, какое шляхта занимала в Р. П. в XVI-XVIII вв. В центре идеологии сарматизма стоит миф о происхождении польск. шляхты от сарматов, завоевавших в незапамятные времена слав. население польск. земель (параллельно существовало также представление о том, что славяне являются потомками сарматов). Среди мифологем шляхетского социального самосознания выделяют часто противоречащие друг другу мифы о шляхетском равенстве, доблести и политической ответственности, рыцарственности и о шляхтиче как о добродетельном землевладельце (Tazbir J. Wzórce osobowe szlachty polskiej w XVII w. // Kwartalnik historyczny. Warsz., 1976. Roc. 83. N 4. S. 784-797). Весьма устойчивым был также миф о жизненной важности польск. хлеба и шляхетского фольварка для существования Зап. Европы и об особом историческом призвании поляков как защитников Европы и католицизма от ислам. опасности, протестантизма и Православия, что, впрочем, не исключало западных и восточных (татарских и турецких) культурных влияний на польск. общество. Польск. шляхта считала свое гос-во совершенным политическим образованием, не нуждавшимся в улучшении или реформировании.
Успехи реформационного движения в Р. П. оказались непрочными, с посл. четв. XVI в. оно пошло на спад. Шляхта вскоре стала охладевать к протестант. учению, в реформационном лагере произошел раскол: от кальвинист. церкви отделились антитринитарии. Кроме того, в 60-х гг. XVI в. в Европе католич. Церковь перешла в контрнаступление, был предпринят ряд реформ внутри католич. Церкви, созданный недавно орден иезуитов стал ударным отрядом Контрреформации. В 1564 г. иезуиты начали деятельность в Польше, в 1569 г.- в ВКЛ. В этих условиях протестанты вынуждены были перейти к обороне. В 1570 г. в Сандомире кальвинисты, лютеране и чеш. братья заключили союз для противодействия натиску католицизма, в 1573 г., в момент вступления на престол Генриха III, им удалось добиться подтверждения сеймом и королем акта Варшавской конфедерации, к-рый гарантировал предоставление протестантам религ. свобод. В дальнейшем акт Варшавской конфедерации позволял в течение десятилетий ставить преграду усилению религ. преследований в Р. П.
Особую роль в развитии польск. религ. культуры сыграли антитринитарии (польск. братья, ариане): их учение развивало принципы критического рационализма в религ. мышлении, польск. братья стали активными защитниками идей веротерпимости и одними из первых в Европе обосновали учение о свободе совести. Антитринитарии не представляли единого лагеря, по-разному трактуя вопросы соотношения Лиц Св. Троицы, а также крещения (долгое время они находились под большим влиянием анабаптизма), отношения к гос. службе и участия в войне. Многие из них выступали против службы в армии и отказывались от гос. должностей. В кон. 70-х гг. XVI в. среди антитринитариев в Трансильвании возникло еще более радикальное течение, сторонники к-рого отказались от поклонения Христу и призывания Его имени в молитвах. Для борьбы с радикалами в Трансильванию приехал итал. протестант-теолог и гуманист Ф. Социн. Глава венг. нонадорантов Ф. Давид умер в тюрьме. Его трагическая судьба расколола лагерь польско-литов. антитринитариев. Лидер литовских антитринитариев С. Будный обвинил Социна, прибывшего из Трансильвании в Краков, в нетерпимости к инакомыслию. В действительности взгляды Социна не слишком сильно отличались от нонадорантизма: Социн признавал почитание Христа как главы Церкви и существа, наделенного Божественной силой, но призывание Его имени в молитвах считал необязательным. Со временем среди польск. братьев Социн приобрел большой вес и вскоре выступал от их имени в полемике с католиками, протестантами и представителями внеконфессиональных учений. Он боролся с литов. нонадорантами, соглашаясь с их умеренной социально-политической программой, к-рая позволяла занимать гос. должности и участвовать в войне. Социн также полемизировал с лидерами люблинской общины Я. Немоевским и М. Чеховицем об искупительной миссии Христа и о христ. таинствах, с немецким вольнодумцем М. Зайделем и венг. гуманистом и бывш. еп. Книна и Печа А. Дудичем, к-рые ставили под сомнение достоверность НЗ.
Ариане открыли школы в Вильно, Ивье, Клецке, Гоще, Любче, Лоске и Несвиже, образование было 3- и 5-классным, изучали греческий, латинский, польский языки, риторику, арифметику и др. В школе в Ивье в 1585-1593 гг. ректором был Ян Лициний Намысловский, гуманист и богослов. В школе в Гоще на Волыни Лжедмитрий I изучал латынь и польский язык. Академия социниан в Ракуве (ныне Свентокшиского воеводства, Польша) имела славу «Сарматских Афин». Полемические произведения ариан вызывали сильное раздражение католического духовенства. В ответ на опубликованную в 1642 г. книгу социнианина Й. Шлихтинга «Confessio fidei Christiane» в 1647 г. вышло сеймовое постановление, упразднившее все школы и типографии антитринитариев. Ранее, в 1638 г., были закрыты молитвенный дом, типография и школа в Ракуве.
Контрреформация развернулась в Польше в 60-х гг. XVI в., сразу после завершения последней сессии Тридентского Собора (1545-1563). К сер. XVII в. католич. Церковь вернула себе ведущую роль в Р. П. (преимущественно мирными средствами, хотя студенты школ и иезуитских коллегий неоднократно устраивали погромы протестант. собраний и кладбищ, правосл. школ, церквей, а также евр. лавок). В истории польской Контрреформации и католич. реформы особенно заметны имена кард. Станислава Гозия и иезуита Петра Скарги - они много сделали для мобилизации католич. Церкви, особенно монашества, на борьбу с протестантизмом. Важную роль в «перевоспитании» общества и отвращении его от протестантизма сыграл орден иезуитов. Одним из самых эффективных орудий борьбы с протестантизмом стали созданные иезуитами школы нового типа - коллегии, в к-рых были введены принципы и программы обучения, передовые для европ. педагогики того времени. Коллегии унаследовали достижения протестантской и гуманистической педагогики, соединив их с идеологией посттридентских церковных реформ, до сер. XVII в. уровень преподавания в этих учебных заведениях оставался достаточно высоким. Высокий уровень преподавания и бесплатность привлекали в коллегии в т. ч. протестантов и православных, что способствовало переходу их в католицизм. К кон. XVI в. в Р. П. действовали 10 иезуитских коллегий. Первая коллегия была основана Вармийским еп. и кард. С. Гозием в 1565 г. в Бранево. Укрепились связи Польской Церкви с Римом, папский нунций с сер. XVI в. постоянно находился в Польше, а епископы должны были регулярно отчитываться в Риме о своей деятельности. Католич. Церкви удалось установить теснейший союз с королевским двором, на протяжении XVII в. этот союз укреплялся с каждым десятилетием.
Чрезвычайно разнообразны были используемые Контрреформацией методы пропаганды: издание полемических произведений и агитационных брошюр, принуждение некатоликов к участию в католич. обрядах, прозелитизм, организация диспутов, создание религ. братств, проведение пышных праздничных процессий и паломничества, усиление почитания святых, использование театра и живописи в религ. целях. Скарга является автором собрания «Жития святых», при жизни автора издававшегося 8 раз и ставшего наиболее читаемой книгой своего времени. В 1599 г. вышел полный перевод на польск. язык Библии, выполненный иезуитом Якубом Вуеком, ректором Виленской академии. Переводчик опирался на Вульгату, привлекал древнеевр. текст ВЗ, греч. текст НЗ из Антверпенской Полиглотты.
Для борьбы с Реформацией использовалось в т. ч. прямое адм. давление. Сигизмунд III под влиянием иезуитов раздавал гос. должности и королевщины (гос. имения) почти одним католикам. Так, если в начале правления Сигизмунда III более 20 сенаторов (из 140) были протестантами, то в 1613-1617 гг.- от 3 до 8 сенаторов являлись протестантами (Chłapowski K. Elita senatorsko-dygnitarka Korony za czasów Zygmunta III i Władysława IV. Warsz., 1996; ср.: Żojdź K. Wszyscy ludzie króla: Zygmunt III Waza i jego stronnicy w Wielkim Księstwie Litewskim w pierwszych dekadach XVII w. Toruń, 2019). Католики, заседавшие в судах, издавали решения, дискриминировавшие протестантов. Во мн. городах протестантам (во Львове православным) был закрыт доступ в цехи и к должностям в городском самоуправлении. К концу правления Сигизмунда III в королевских городах был введен запрет на строительство протестант. храмов. В деревнях крестьян принуждали посещать католич. богослужение, исповедоваться и причащаться, принимать участие в религ. процессиях. Результатом всех этих действий стало формирование нового поколения мирян, преданного католицизму.
Борьба с протестантизмом сопровождалась внутренними преобразованиями в католической Церкви, перемены коснулись всех уровней церковной организации. Епископам предписывалось регулярно проводить инспекции (визитации) своих епархий. Это положение входило в противоречие с реалиями Р. П., поскольку польск. епископы заседали в сенате, стремились играть активную роль в политической жизни страны и много времени проводили в столице; др. затруднением для католич. Церкви Р. П. стал папский запрет на кумуляцию церковных должностей. В приходах священники регулярно читали проповеди, проводили катехизацию, создавали религ. братства, побуждали прихожан к частой исповеди и причащению, устраивали пышные процессии. Среди наиболее известных проповедников - доминиканец Фабиан Бирковский (1566-1636), иезуит Томаш Млодзяновский (1622-1686), реформат Антоний Венгжинович (1658-1721), лазарист Михал Францишек Карпович (1744-1803).
В результате Контрреформации в Р. П. возродилось монашество, пришедшее в упадок в XVI в. Число черного духовенства в XVII в. выросло в 3 раза, в XVIII в.- еще на 46% (к кон. столетия в стране имелось 14 500 монахов и более 3 тыс. монахинь); расширяли деятельность старые и разворачивали активность новые монашеские ордены, они становились организаторами католич. пропаганды, прозелитической деятельности и церковного книгоиздания. Наиболее быстро развивались ордены, практиковавшие строгую аскезу,- реформаты и кармелиты. Среди регулярных каноников иезуиты составляли 2/3, в XVIII в. Об-во Иисуса было одним из самых крупных орденов в Р. П.: 2341 чел. в 1772 г. Среди выдающихся польск. иезуитов следует назвать Петра Скаргу, Якуба Вуека и Станислава Варшевицкого. «Логика» М. Смиглецкого (1564-1618) была известна всей Европе, так же как и «Поэтическое искусство» М. К. Сарбевского (1595-1640), профессора философии, теологии и риторики Виленской академии и впоследствии придворного проповедника кор. Владислава IV.
Продолжало возрастать значение образования в обществе. Католич. школы существовали практически в каждом приходе, а в городах, монастырях, при епископских кафедрах действовали школы повышенного уровня и семинарии для подготовки духовенства. Особенно большое значение в системе образования имели иезуитские коллегии (наряду с ними до сер. XVII в. существовали протестант. школы аналогичного уровня). Краковский ун-т оставался главным центром высшего образования. Большую роль в нем играли доминиканцы, к-рые полемизировали и конкурировали с иезуитами, открывавшими коллегии, а затем сходные с ун-тами академии в Вильно (1579), в Замостье (1594) и во Львове (1759). К сер. XVIII в. в Р. П. действовали 34 католич. семинарии, половина имела прозелитическую направленность. В ранний период духовными школами руководили приходские священники, в XVIII в. они сохранили контроль только над 4 семинариями.
В период Шведского потопа (1655-1660) католич. Церковь в Р. П. раскололась на 2 партии: примас Анджей Лещинский и часть епископов остались верны кор. Яну Казимиру и покинули страну; оставшиеся в Р. П. духовенство, магнаты и шляхта в большинстве своем присягнули швед. кор. Карлу Х Густаву. 1 янв. 1656 г. кор. Ян Казимир вернулся в Р. П. и возглавил антишвед. отряды. Стремясь заручиться поддержкой Ватикана, 1 апр. 1656 г. король присутствовал на торжественном молебне в львовском соборе, в ходе к-рого он препоручил Польшу покровительству Божией Матери и пообещал бороться с «неприятелями св. Римской Церкви». По итогам войны католич. Церковь была объявлена единственной защитницей гос-ва, представители др. конфессий и религий - протестанты (за исключением лютеран), православные, армяне и иудеи - подверглись репрессиям и религ. давлению, направленному либо на переход в католицизм, либо на вытеснение из страны.
Католич. иерархи участвовали в большинстве политических расколов в Р. П. Примас М. Пражмовский выступил против кор. Михаила Вишневецкого. Примас М. С. Радзиевский возглавил Варшавскую конфедерацию в 1704 г. против кор. Августа II, что привело к гражданской войне в 1704-1706 гг. Несмотря на прямой запрет папы Климента XI, часть епископов поддержала ставленника Карла XII Станислава Лещинского и короновала его. Примас Т. А. Потоцкий участвовал в Дзиковской конфедерации 1734-1738 гг., созванной против Саксонской династии, в то время как остальной епископат поддерживал Фридриха Августа (с 1733 кор. Август III).
В 30-х гг. XVIII в. проявились тенденции к усилению автономии Польской католической Церкви, что, в частности, отразилось в пренебрежительном отношении к папским нунциям, в неисполнении папских бреве, в отказе предоставить кафедры, монастыри и каноникаты папским кандидатам. Споры о разграничении прав и обязанностей между польск. примасом и нунциями продолжались в течение XVIII в. Др. поводом для конфликтов было право польск. короля и др. светских патронов подбирать и назначать кандидатов на духовные должности.
В 1772 г. на территории Р. П. имелись римско-католич. провинции - Гнезненская и Львовская, 17 диоцезов (2 архиеп-ства, 15 еп-ств) и более 4,5 тыс. приходов. Архиеп-ству Гнезно формально подчинялось также еп-ство Вроцлав, находившееся за пределами страны. Варминское еп-ство (кафедра - Лидзбарк-Варминьски, с 1795 - Фромборк) находилось в непосредственном подчинении папе.
В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., в условиях триумфа католицизма, религ. жизнь в Р. П. становится косной, неспособной ответить на новые культурные потребности общества. Приходские школы пришли в упадок, в нач. XVIII в. значительная часть шляхты и мещан была неграмотной. Одновременно в условиях упадка гос. институтов Р. П. в XVIII в. католич. Церковь переживала экономический расцвет, выразившийся в значительном росте доходов, строительстве многочисленных монументальных храмов в стиле барокко. В XVII-XVIII вв. в Р. П. не было создано самостоятельных богословских сочинений. Можно отметить краткий учебник «Compendium theologiae moralis» бернардинца Францишека Пшиленцкого (1754) и издание лекций о моральной теологии иезуита Якуба Бартольта († 1753). Направление католич. посттридентской теологии, связанное с аскетизмом и мистикой, представлено трудами паулина Гжегожа Терлецкого († 1569) и иезуитов Войцеха Тыльковского († 1695) и Каспера Дружбицкого († 1662). Иезуит Ян Квяткевич († 1703) издал перевод «Церковных анналов» Цезаря Барония. Иезуит и профессор Виленской академии Войцех Виюк Коялович († 1677) написал «Историю Литвы», во 2-й части сочинения изложена церковная история ВКЛ. Ряд авторов издавали Жития католич. святых, однако ни один из них не использовал в своих текстах широко применявшийся в Зап. Европе критический подход к источникам.
Католические и протестант. деятели были главными носителями культуры барокко и идеологии Просвещения в Р. П. Среди писателей раннего барокко наибольшую известность приобрел близкий к доминиканцам и иезуитам поэт М. Семп-Шажинский («Rytmy, abo Wiersze polskie» (Ритмы, или Польские стихотворения), 1601), расцвет барочной лит-ры связан с трудами иезуита М. К. Сарбевского, католиков С. Твардовского, В. Коховского и Я. Морштына, поэтов-ариан В. Потоцкого и З. Морштына.
В XVII в. продолжала развиваться светская историография, преимущественно апологетического характера. Новые веяния - представления о гос. интересе и религ. полемика - внесли в нее элементы критического мышления и общие историософские размышления. Среди наиболее выдающихся историков этого периода - П. Пясецкий, А. С. Радзивилл, В. Я. Рудавский, Ш. Старовольский, И. Пасторий, С. Грондский, К. Харткнох, историк польск. Реформации С. Любенецкий. В XVIII в. началось критическое издание источников: с 1732 г. публиковался многотомный свод законов, сеймовых постановлений, привилегий и др. законодательных актов Польского королевства и Р. П. начиная с XIV в.- «Volumina Legum». В ходе реформ Станислава Понятовского возникла идея написания многотомной истории Польши, в к-рой подчеркивалось бы значение королевской власти и осуждалось своеволие шляхты. «История польского народа» была написана выдающимся историком католич. еп. Адамом Станиславом Нарушевичем (в 1788-1790 епископ Смоленский, в 1790-1796 епископ Луцкий). Свое повествование он довел до начала правления Владислава II Ягайло (в 1780-1786 вышли 2-7-й тома; 1-й т. «Истории...» с критикой сарматского происхождения поляков был изд. только в 1824).
На смену барокко в культуре Р. П. пришло Просвещение. Идеология Просвещения начала проникать в польск. культуру при Августе III, идеи Просвещения укоренились в культурной жизни Р. П. в годы правления Станислава Понятовского. Новые веяния дали о себе знать практически в каждой области культурной жизни. Особенно заметны были их плоды в сфере образования. В 40-х гг. XVIII в. изменилась модель образования, принесенная в польск. культуру иезуитами. Первыми пересмотрели программы и методы обучения монахи-театинцы, вслед за ними - пиары, один из к-рых, Станислав Конарский, создал школу нового типа - Шляхетский корпус (Collegium Nobilium, Рыцарская школа), готовившую офицеров для польск. армии. Образовательная программа Конарского была поддержана вначале провинциальной капитулой пиаров, затем папой Бенедиктом XIV. К реформам приступили также иезуиты, но их орден был распущен в 1773 г., имущество и школы переданы в распоряжение Комиссии национального просвещения, к-рая развернула реформу образования на всех уровнях. В состав комиссии входили как католики, так и протестанты и даже православные. В Краковском и Виленском ун-тах было ограничено изучение теологии, место лат. языка в преподавании занял польский, были расширены кафедры точных и естественных наук. Второй уровень в системе образования отныне был представлен 74 средними школами с новой программой обучения: отменено преподавание теологии, сокращен курс латыни, введено изучение истории, географии и иностранных языков. Приходские школы были оставлены в ведении католич. Церкви, но для них стали издаваться специальные учебники.
Решающую роль в развитии и распространении идей Просвещения в Р. П. сыграло католич. духовенство. Мн. яркие представители польск. Просвещения были духовными лицами: Варминский еп. Игнаций Красицкий, Смоленский и Луцкий еп. А. С. Нарушевич, краковский каноник Г. Коллонтай. Епископы-реформаторы (Михал Ежи Понятовский, Йозеф Рыбинский, Антоний Окенцкий, Кшиштоф Шембек, Игнаций Массальский) пытались повысить образовательный уровень рядового духовенства развитием системы католич. семинарий, частыми посещениями епархий. Новые тенденции в католич. культуре в XVIII в. нашли отражение в религ. практике - ослаблении почитания Богоматери и святых, меньшем внимании к аскезе и мистике, чудесам, уменьшении числа религ. братств, паломничеств. В проповеди и в богословии большее значение, чем прежде, приобрели вопросы моральной теологии. Духовенство пыталось обновить и укрепить интеллектуальные основы Церкви через освоение элементов научного знания из областей естествознания, истории, права и философии, к-рые могли укрепить христ. веру. Совсем небольшая часть польск. просветителей придерживалась антиклерикальных позиций: секретарь Станислава Понятовского С. Трембецкий (ок. 1739-1812), поэт К. Венгерский (1756-1787). Традиции польск. Просвещения продолжались и после разделов Р. П.
Ярким проявлением кризиса в стране во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в. стал рост религ. нетерпимости к некатоликам. Р. П. была многоконфессиональным гос-вом, однако со 2-й пол. XVII в. в обществе стало укрепляться представление о том, что настоящий поляк - это не только шляхтич, но и обязательно католик. В 1658 г. из Р. П. были изгнаны ариане, к-рых обвинили в сотрудничестве с врагом и в гос. измене, хотя на сторону Швеции перешла значительная часть католич. шляхты, в т. ч. большинство католич. епископов. В 1668 г. сейм принял закон, запрещавший под угрозой смерти оставлять католицизм, в 1673 г. права индигената (пользование гражданскими преимуществами, обычно получаемыми по рождению) и нобилитации (включение лица нешляхетского происхождения в дворянское сословие) были зарезервированы только за католиками. В 1717-1718 гг. приняты законы, запрещавшие протестантам и православным заседать в сенате и в Посольской избе, занимать публичные должности, в т. ч. на сеймиках и в трибуналах, строить храмы даже в частных владениях (в королевских городах этот запрет действовал с 1632), постановления были подтверждены на сеймах в 1733 и 1736 гг. Православным и протестантам разрешалось проводить богослужения в частных домах без чтения проповедей и пения. Они могли подлежать суду католич. Церкви, должны были участвовать в публичных католич. богослужениях и платить налоги в пользу костелов. Только слабый адм. контроль не позволял осуществлять строгие постановления на практике. Властям не удалось запретить некатоликам участвовать в работе сеймиков, занимать офицерские должности в армии (в пехоте и в легкой кавалерии), а также быть социально активными в магнатских латифундиях. Тем не менее в 1724 г. суд вынес смертный приговор 14 протестантам, в т. ч. 2 бургомистрам Торуни, которые были обвинены в организации беспорядков, начавшихся после того, как ученики кальвинист. школы не сняли шапки во время католич. процессии. Ок. 50 чел. были приговорены к тюремному заключению по этому делу. Нек-рые исследователи отмечают смягчение нетерпимости к иноверцам в 30-х гг. XVIII в.- в это время власти были готовы разрешить им проводить публичные богослужения (Butterwick-Pawlikowski. 2008. Р. 97). Во 2-й пол. XVII и в XVIII в. фиксируются католическо-протестант. браки. Случаи отступления от католич. Церкви, по наблюдению С. Литака, были распространенным явлением в Великопольше и в Королевской Пруссии (несмотря на то что отступление от католицизма грозило смертной казнью). Литак также приводит примеры, когда дети католиков посещали протестант. школы, протестанты служили витриками (экономами) в католических приходах, католики становились крестными родителями детей протестантов и наоборот (Litak. 1972. S. 95-96).
В XVIII в. католич. епископы начинают участвовать в организации процессов против иудеев по обвинению в ритуальных убийствах христиан («кровавый навет»). Так, киевский коадъютор и впосл. Краковский еп. Каетан Игнаций Солтык стоял за организацией Житомирского процесса 1753 г., в результате к-рого было казнено 13 евреев. (В предшествующем столетии инициатива организации такого рода судов обычно исходила от жителей городов или рядового духовенства.) Для XVIII в. характерен рост числа жертв таких процессов - источники говорят о десятках и даже сотне казненных. В ответ на ритуальные процессы в Житомире и в Ямполе в 1753 и в 1756 гг. высший орган еврейской автономии в Польше «Ваад четырех земель» направил в Рим своего эмиссара Эльякима бен Ашера Зелига. Жалоба была рассмотрена советником Конгрегации инквизиции Л. Ганганелли (буд. папа Климент XIV), подготовившим доклад, на основании к-рого Конгрегация в 1759 г. опубликовала меморандум с призывом «принять меры к защите евреев Польши», чтобы «евреи [не имели повода] хулить имя Христа и не возникало препятствий к их крещению». В 1763 г. благодаря стараниям евр. общины в Варшаве на польск. и лат. языках была издана брошюра «Документы, касающиеся истории евреев в Польше». Она включала в себя документы из Коронной метрики, в т. ч. текст королевского привилея, к-рый защищал евреев от «кровавого навета».
На нач. XVIII в. приходится всплеск ведовских процессов. После сожжения на костре в 1775 г. в Дорухуве 14 женщин варшавский сейм запретил судам рассматривать дела о ведовстве и применять пытки. В 1793 г. в Познани была сожжена последняя обвиненная в колдовстве женщина, ставшая жертвой самосуда.
После заключения большинством епископов Западнорусской митрополии Брестской унии первоначально почти все правосл. население Р. П. не приняло унии, власти принуждали к ней силой, запечатывая храмы и удаляя из них правосл. священников. Заметных успехов униат. Церковь в 1-й пол. XVII в. добилась на территории ВКЛ, где население не могло рассчитывать на поддержку казачества. Уния вызвала недовольство правосл. шляхты, видевшей в ней угрозу своим сословным и политическим правам, а также протест простого населения и казачества, с нач. XVII в. казаки требовали отмены унии. В борьбе за свои религ. права правосл. шляхта пыталась объединиться с протестантами (кальвинистами и чешскими братьями); на Торуньском (1595), Брестском (1596) и Виленском (1599) съездах согласовывались совместные действия по защите прав религ. диссидентов. Существовали проекты совместных деклараций о близости вероисповеданий, но в итоге правосл. сторона их не подписала. Правосл. епископы, тайно поставленные в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV, находились в Р. П. вне закона.
В условиях Смоленской войны с Россией польск. власти необходимо было обеспечить лояльность правосл. подданных, что в скором времени было достигнуто. При участии капуцина Валериано Магни, который пользовался особым расположением кор. Владислава IV, не доверявшего в отличие от отца иезуитам, были составлены «Статьи успокоения русского народа» (1632). В соответствии с документом за православными признавалось право свободно совершать богослужения, строить церкви, иметь семинарии, школы и типографии. Православным возвращались 4 епископские кафедры - Львовская, Луцкая, Перемышльская и Мстиславская (Могилёвская), все храмы и мон-ри в Киеве и неск. храмов в Вильно. Для рассмотрения спорных вопросов предполагалось создать совместные униатско-православные комиссии. Согласившись легализовать правосл. иерархию в Р. П., Владислав IV не признал епископов, поставленных патриархом Феофаном,- они должны были оставить свои кафедры; были проведены новые выборы епископов и Киевского митрополита с участием духовенства и православной шляхты. В 1635-1638 гг. при королевском дворе разрабатывался план учреждения зависимого от Рима православно-униатского патриархата. План не был реализован.
В связи с восстанием Хмельницкого кор. Ян Казимир в 1650 г. провозгласил признание прав православных и возвращение им ряда церквей, но этого оказалось недостаточно для умиротворения казаков, требовавших запрета униат. Церкви и передачи всей ее собственности православным. По условиям Зборовского соглашения 1649 г. униат. Церковь подлежала ликвидации, правосл. Киевский митрополит должен был получить кресло в сенате, иезуитам запрещалось иметь школу в Киеве. В обращении правосл. духовенства к королю в 1650 г. содержались просьбы вернуть захваченные униатами епископские кафедры в Луцке, Хелме и Перемышле, церкви в Люблине, Вильно, Смоленске и во Львове, Жидичинский и Лещинский мон-ри. По условиям Гадячского соглашения 1658 г. православным разрешалось строить церкви и мон-ри, предполагалось изгнать униатов из Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. В этих воеводствах правосл. шляхта получила доступ к гос. должностям. Киево-Могилянская академия должна была быть уравнена в правах с Краковской академией, а иезуитская коллегия в Киеве уничтожена. В Р. П. должна была открыться 2-я правосл. академия, разрешалось учреждение правосл. школ и типографий, правосл. митрополит и 5 епископов должны были получить места в сенате. Однако ни Зборовское, ни Гадячское соглашения не были реализованы. В 1676 г. сейм запретил правосл. жителям Р. П. обращаться к К-польскому патриарху. После Андрусовского договора на возвратившихся в Р. П. землях совр. Белоруссии были восстановлены позиции католич. и униат. Церквей, начались преследования православных, сотрудничавших с рус. властями.
Включение Киевской митрополии в 1686 г. в состав Московского Патриархата укрепило связи православных в Польско-Литовском государстве с Россией. По условиям Вечного мира 1686 г. власти Р. П. согласились соблюдать права и свободы своих правосл. жителей, а Россия получила право защищать их интересы (польск. сейм ратифицировал условия Вечного мира только в 1710, в связи с интервенцией Карла XII в Р. П. в ходе Северной войны). Донесения о положении православных в Р. П. поступали в Москву как от рус. резидента в Варшаве, так и от киевского воеводы (затем губернатора).
В ходе противостояния с казачеством и борьбы различных группировок знати во 2-й пол. XVII в. произошла консолидация дворянского сословия в Р. П., что привело к отказу православной шляхты от традиц. веры и к переходу ее в католичество к нач. XVIII в. К этому времени под постоянным давлением со стороны духовных и светских властей в унию с католич. Церковью перешла и значительная часть правосл. населения Р. П., не принадлежавшего к дворянскому сословию. К нач. XVIII в. униатами стали Львовский, Луцкий и Перемышльский епископы, в 1708 г. приняло унию Львовское Успенское братство.
Правосл. Церковь в XVIII в. имела на территории Р. П. одну епархию - Могилёвскую (см. в ст. Могилёвская и Мстиславская епархия), границы к-рой совпадали с униат. Полоцким архиеп-ством. Могилёвский епископ подчинялся Киевскому митрополиту, по церковным делам правосл. жители Р. П. подавали апелляции в Синод в С.-Петербурге. Правосл. приходы и мон-ри на Правобережной Украине находились в бедственном положении и подчинялись Переяславской епархии, центр к-рой, Переяслав, располагался на Левобережной Украине (см. в ст. Переяславское викариатство). В Полоцке и Могилёве существовали православные мон-ри, в Слуцке и в Шклове - школы.
Стремление принудить правосл. жителей Р. П. к принятию унии резко обозначилось в политике кор. Яна Собеского в 70-х гг. XVII в., эта политика была продолжена в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. Преследования православных стали одной из причин Колиивщины - крестьянско-казацкого восстания на Правобережной Украине в 1768 г. В 1767 г. под давлением со стороны России состоялся сейм, на к-ром были приняты решения об уравнении в правах католиков и диссидентов и о признании за правосл. населением статуса диссидентов. В ответ магнаты и шляхта созвали Барскую конфедерацию, лозунгами к-рой стали утверждение суверенитета Р. П. и восстановление исключительных прав католиков. Насильственные действия конфедератов спровоцировали восстание правосл. крестьян. Гайдамаки грабили и убивали поляков, евреев и униатов. Во время Уманской резни от рук восставших погибло, по разным оценкам, от 5 до 20 тыс. мирных жителей. После подавления восстания начались репрессии со стороны поляков. Коденский трибунал приговорил к смерти более 300 гайдамаков, но притеснениям подверглись и не участвовавшие в восстании правосл. крестьяне и духовенство. Их жалобы стали основанием для вмешательства России и 1-го раздела Р. П.
В рамках реформ кон. XVIII в. предполагалось учредить в Р. П. автокефальную православную Церковь, а униат. митрополиту предоставить место в сенате. Польский посол в Стамбуле добился от К-польского патриарха Неофита VII обещания прислать иерарха для поставления новых епископов, и патриарх обратился к православным Р. П. с обращением, в к-ром призывал сохранять верность Р. П. и запрещал приносить присягу др. гос-вам. На конгрегации православного духовенства в Пинске в июне-июле 1791 г. было принято решение об автокефалии и организации консистории. Принятые решения были утверждены сеймом в 1792 г. Второй и 3-й разделы Р. П. сделали невозможным существование правосл. «верховного национального церковного правительства».
Особое место в истории униат. Церкви занимал орден базилиан, созданный для принявших унию монастырей Киевским митр. Иосифом Вельямином Рутским в 1617 г. «Правила» ордена были написаны на основе устава ордена иезуитов и утверждены папой Урбаном VIII в 1631 г. Базилианские монастыри были весьма богатыми, в их школах учились как униаты, так и католики. Практически все униат. епископы и митрополиты в Р. П. принадлежали к базилианскому ордену.
Андрусовский мир, признавший отделение Левобережной Украины от Р. П., способствовал стабилизации положения униат. Церкви, поскольку основные центры антиуниат. пропаганды оказались теперь за пределами страны. Кор. Ян Собеский стремился к объединению православной и униатской Церквей, для этого в 1680 и 1681 гг. были приложены усилия к созыву объединенных синодов в Люблине и Варшаве, однако эти попытки были отвергнуты православными.
Первый провинциальный синод в истории униат. Церкви был проведен в 1626 г. в Кобрине под председательством И. В. Рутского. На нем присутствовали 5 епископов, представители духовенства и светские лица. Синод начал реформы в униат. Церкви в направлении ее латинизации, решения синода касались подготовки и образования духовенства, укрепления церковной дисциплины; епископы получили предписание настаивать на выполнении королем обещаний, данных при заключении Брестской унии, в частности добиваться мест в сенате. В 1629 г. состоялся 2-й провинциальный синод - во Львове, на к-ром присутствовали 9 епископов, 3 архимандрита, представители белого и черного духовенства и шляхты. На синоде были рассмотрены вопросы открытия семинарии, отношения к православным, в частности возможности проведения совместного Собора, и др. Важное значение в истории униат. Церкви имел 3-й провинциальный синод - Замойский в 1720 г. Он прошел под председательством митр. Льва Кишки и папского нунция и принял решения, направленные на упорядочение внутрицерковной жизни: разрешение проблем во взаимоотношениях между руководством базилианского ордена и митрополитом, упорядочение служения литургии, установление границы между греческим и латинским обрядами, развитие духовного образования, укрепление церковной дисциплины, оживление религ. жизни. Постановления Собора привели к латинизации обрядности и богослужения униат. Церкви, но не способствовали уравнению униат. епископов в правах с католич. иерархами, униатские архиереи не получили мест в сенате.
К 1772 г. на территории Р. П. имелось 8 греко-католич. еп-ств и ок. 9 тыс. приходов. Значительное большинство униатов в Р. П. составляли крепостные крестьяне, образовательный и моральный уровень приходского духовенства был низким.
Р. П. стала местом проживания наиболее многочисленной и влиятельной в Новое время иудаистской общины, крупнейшими центрами которой являлись Краков, Львов, Познань, Люблин и Вильно. В кон. XVI - нач. XVII в. были созданы надрегиональные органы евр. самоуправления - «Ваад (Совет) четырех земель» (М. Польша, Вел. Польша, Червонная Русь и Волынь) и «Литовский Ваад» (для общин ВКЛ), в компетенцию к-рых входили вопросы налогообложения, образования, благотворительности, рассмотрение судебных апелляций, решение религ. вопросов. Евр. общество в Р. П. не было однородным. На востоке евреи жили преимущественно в частновладельческих городах и в сельской местности. С кон. XVII в. основная масса евр. населения Р. П. находилась на украинско-белорус. землях и составляла значительную часть городского населения частновладельческих местечек. В имениях шляхты и магнатов в судебных делах с христианами они подлежали суду помещика, а не короля (старосты). Администраторы или официалы магнатских латифундий вмешивались в систему выборов евр. самоуправления, высокий статус евр. общинных лидеров, в т. ч. раввинов, с кон. XVII в. был связан в первую очередь с близостью к власти или с материальным богатством. Ответом на кризис евр. самоуправления стали альтернативные духовные движения, распространение религ. аскетизма и радикализма (франкизм, хасидизм и др.). В Р. П. существовали общины караимов и татар-мусульман.
Наиболее крупные армянские колонии на территории Р. П. находились во Львове и Каменец-Подольском, в XVIII в. самая большая арм. община проживала в Станиславове (ныне Ивано-Франковск, Украина). В 1367 г. Львов стал местом пребывания епископа Армянской Апостольской Церкви. Армяне занимались торговлей, ремеслом, исполняли роль переводчиков в посольских делах. Во Львове в 1616-1618 гг. действовала арм. типография, при храмах существовали школы. Судебные разбирательства вершились по судебнику - «Статуту армянского права» (1519), к-рый был дополнен процессуальным «Порядком судов и дел армянского права» (1604). Самоуправление армян Галиции сохранялось до 70-х гг. XVIII в., когда провинция вошла в состав Австрийской империи, в Каменец-Подольском - до 1791 г. В 1630 г. арм. еп. Миколай Торосович, находившийся в конфликте с львовской общиной, принял унию с Римом и получил от папы Урбана VIII титул архиепископа. В 1662 г. во Львов прибыли французские и итальянские миссионеры, к-рые создали Армянский коллегиум для распространения унии. Борьба между сторонниками и противниками унии завершилась в кон. XVII в. переходом армян в унию: во Львове - в 1653 г., в Каменец-Подольском в 1666 г. После османской оккупации Каменец-Подольского (1672) большая группа армян-антиуниатов переселилась в г. Пловдив в османской Болгарии.